Прежде чем начать обзор третьей части приключенческой саги Shenmue, я оговорюсь, что знаком с игрой только по-наслышке. Что-то читал в других обзорах, где-то видел небольшие отрывки, но играть — не играл; данная дилогия осталась для меня в тумане прошлого. В свое оправдание скажу, что ни SEGA Dreamcast ни XBOX, в начале двухтысячных, у меня не было — уважительная причина. Поэтому к обзору подхожу как полностью нейтральная сторона.
Разобьем обзор Shenmue III на несколько частей: 1)приключения и мини-игры, 2)драки, 3)сюжет, 4)персонажи.
«Казино-Рояль»
Основной жанр Shenmue III это «приключенческая игра». Однако не стоит ждать, что вам дадут перекатываться и целиться с плеча - Shenmue размеренное, детективное приключение, разбавленное динамичными драками и погонями с qte вставками. Большую часть времени, особенно в первой половине игры, занимает поиск нужных сюжетных мест и персонажей, исследования локаций, решение небольших головоломок и участие в мини-играх.
Эпизоды с мини-играми получились затягивающими, особенно благодаря введенной разработчиками системе «токенов». Токены — это аналог фишек, которые используются в большинстве мини-игр, их можно обменять на разнообразные косметические или ценные призы в специальных магазинах под названием Prize Shop. Мини-казино вообще первое время убьет много вашего времени, и не только потому что того потребует сюжет. Здесь есть все для азартных людей: кости, рулетка, игры на меткость, Lucky Hit в которой нужно закинуть шарик в правильную лунку (лучше один раз увидеть), мои любимые черепашьи бега. Но это еще не все! Для особо искушенных, в игре добавлены игровые автоматы, где тоже можно подзаработать.
Азарт мини-игр угасает ко второй половине приключения, но волей-неволей возвращаешься к ним, так как это самый быстрый способ накопить пять тысяч юаней для покупки важного по сюжету предмета. Вообще весь приключенческий дух начинает буксовать в середине игры, по прибытии в портовый город, и вновь возрастает только в самом конце, когда начинаются ураганные драги с противниками.
У Рю Хазуки есть встроенный детективный режим, который переключает камеру на вид «от первого лица». Активировать его можно в любой момент и функционально он служит для тщательного исследования локаций и поиска улик. Из-за крайней неспешности и монотонности этого процесса (открыли дверцу шкафа-заглянули в полку-слушаем комментарий героя-закрыли дверцу и т.д.), задействовал данный режим только в сугубо сюжетных локациях и для сбора растений.
«Несмертельная битва»
Взять ржавую трубу, и как следует навернуть противнику по лицу, вам никто не даст. В Китайских поселениях чтут традиции или просто введен запрет на любое оружие - ничего кроме честных кулаков вам использовать не дадут, что можно сказать и о противниках, за редким исключением.
Я выбрал легкую сложность боев, так как играл на клавиатуре и опасался, что мне сможет надрать задницу каждый крестьянин. Я был прав, потому что даже на легкой сложности некоторые драки приходилось переигрывать.
Управление довольно простое: перемещаемся по полю боя, используем четыре кнопки для атаки и во время ставим блок, при необходимости не забываем попивать восстанавливающее зелье. Пусть управление простое, но поединки весьма изощренные. Четыре обычных удара образуют смертельные комбинации, которые наносят намного больший урон чем обычные удары и помогают при конфронтации с группами противников. Сражения динамичные, нужно стратегически мыслить, применяя то или иное комбо против врагов, в зависимости от ситуации. Если у вас хорошая память - только в плюс, не придется выписывать комбо на листик перед собой.
Каждые кобмо удары носят здесь вычурное название. Например «Tornado Kick», «Body Check», «Cannon Blow»,«Iron Palm» и др. Однако нет более жуткого приема чем неумолимый «Elbow Assault» - когда мы со страшной силой опрокидываем противника на землю ударом локтя. Данный прием хорош тем, что выполняется комбинацией всего из трех кнопок и пробивает практически все блоки. Но я играл на легкой сложности, поэтому не принимайте данный прием за лайфхак.
Удары можно и нужно улучшать во время тренировок и спаррингов чтобы они были мощнее. Так же, улучшать нужно свою выносливость, которая выполняет роль «единиц жизни». Она пополняется едой или восстанавливающим напитком, но только напиток можно использовать непосредственно во время боя.
Рю Хазуки обладает шестым даном обучаемости, благодаря чему он разучивает новые комбо из буклетов. В Shenmue существует система обмена, при которой вы можете получить тот или иной ценный предмет или навык обменяв его на кучу хлама. В свою очередь эту «кучу хлама» можно купить за токены в упомянутых выше Prize Shop.
Мне не понравились ситуации, когда вроде бы победив, включаются QTE сцены с продолжением драки, которые можно запросто запороть, вовремя не проявив реакцию. Еще глупее, когда выбив все здоровье у соперника ты все равно проигрываешь, ибо так надо по сюжету!
«Рю Хазуки в поисках утраченного каменщика»
Начинается игра (или продолжается) с загадки зеркала феникса и поиска пропавшего каменщика. Нас берет за ручку очаровательная Линг Шенхуа и ведет в свою красивую деревеньку Байлу.
Игра делится на две зоны: деревня Байлу и портовый городок Ниаову. От смены локаций, к сожалению, разнообразие нашего прохождения не меняется. В Байлу мы начинаем расследование, в процессе которого получаем по шее от более сильного противника, затем ищем учителя боевых искусств, тратим тысячи юаней на обучение и бесценное время на мини-челленджи, в итоге выбиваем всю дурь из босса... победа. В Ниаову мы повторяем все то же самое, только в других декорациях. Разнообразия не завезли.
Интересный сюжетный поворот ожидает нас в самом конце, как и мощная череда боевых сцен. Однако общая канва сюжета буксует на протяжении всей игры, продвигаясь лишь под самый занавес.
«Huh?»
Рю Хазуки совершенно не вызвал у меня симпатии. Этот персонаж как лом — хорош только в драках, которые являются ключевым элементом прохождения важных сюжетных этапов. Рю как герой из боевиков восьмидесятых, и со времен первой Shenmue, похоже, не поменялся. Вот только прошло уже двадцать лет с момента выхода первой игры, появилась мода на таких колоритных героев как: Натан Дрейк, Адам Дженсен, Джейд... коммандор Шепард в конце концов! Я знаю что многие перечисленные игры из других жанров, но харизма протагониста никоим образом не привязана к жанру.
Я не услышал от Хазуки ни одного острого словца, мудрой фразы или шутки и не увидел человеческого проявления эмоций. Его неуверенная реплика: «Huh» выскакивает в каждом диалоге, что не добавляет ему остроумия. Рю Хазуки прямой как сюжет игры и выполняет роль персонажа-функции.
Про Линг Шенхуа могу сказать мало. Этот персонаж — темная лошадка и ее характер толком не успели раскрыть. Всю игру она исполняет роль милой спутницы, лишь в нескольких эпизодах проявляя активное участие.
С другой стороны местные жители крайне колоритны. С ними всегда есть о чем поговорить, они покажут дорогу если вы заплутали или скажут где искать того или иного персонажа. Я не нашел одинаковых жителей - похоже здесь все имеют уникальную, запоминающуюся внешность. Я с удовольствием играл с маленькими детьми в прятки, проходил обучение у старого магистра-пьяницы, наблюдал как забавно общается уморительная парочка богатеев в отеле, а уж посмотреть на испуганное лицо бандита в баре, когда уже пару раз его отпинал — любо дорого.
Добавить к достоинствам игры следует живописную деревню Байлу. Когда подходишь к цветшей возле ручья сакуре, ни за что не сдвинешься, пока не сделаешь пару-тройку скриншотов. Прошел чуть дальше — там мост через ручей, словно сошедший с полотна художника, снов парочка скриншотов. Потом начинается деревня, крестьянский двор, красивые домики, цветущие подсолнухи, высокая колокольня… скриншотам не счесть конца. Байлу великолепна, чего не скажешь о портовом городке Найову — там тоже есть свои красивые места, но городские пейзажи меркнут перед деревенскими просторами.
В главном меню красуется надпись, что проходить желательно с джойстиком. Не верьте — проходить ОБЯЗАТЕЛЬНО с джойстиком. В локации Hermit’s Nest, во время очередной QTE по бесшумному устранению врагов, мне нужно было быстро нажать на некую стрелочку вправо. Я перепробовал все клавиши на клавиатуре и ни одна из них (даже сама стрелочка вправо) не сработала. Пришлось экстренно искать джойстик.
В целом, на клавиатуре управление вполне сносное. К менеджменту достаточно объемного инвентаря привыкаешь, и к нестандартным клавишам управления в игре — тоже.
Музыка приятная, негативных эмоций не вызывает, но какая-то определенная композиция в памяти не отложилась. Звуковое сопровождение функционирует на должном уровне. Единственное — не совсем понравилась озвучка главного героя, не хватило эмоциональности в голосе. У второстепенных персонажей с голосами все в порядке.Совершенно ясно, что Shenmue 3 рассчитана только на фанатов, которые с первых минут понимают что здесь к чему и готовых дальше ждать продолжения приключений любимых героев. У меня плохая новость для разработчиков: если они так и не начнут раскрывать все карты, а буду порциями дозировать сюжет, искусственно нагромождая прохождение повторяющимися элементами, даже изголодавшиеся фанаты рано или поздно отвернутся от игры. Тем более не факт, что четвертая часть увидит свет.